Про космические корабли и ракеты: valery_mukhin — ЖЖ — куда полетел корабль заря

08.09.2019

Т.е. то что сделали индусу примерно соответствует уровняю Бор-4 начала 80-х годов прошлого века, при том что у нас Бор-4 успешно садился, а за ним последовал еще более масштабный Буран.

Про космические корабли и ракеты

Запустили индусы вот такую штуку. Это МАКЕТ многоразового космического аппарата. Он пока еще очень условный макет, который даже не умеет садится (поэтому разбился при имитации посадки на воду).

Что это было и с чем это можно было бы сравнить у нас?
Что бы не заниматься пересказом приведу сразу фильм и ссылку о нашей программе, в которой есть аналогичный элемент:

Т.е. то что сделали индусу примерно соответствует уровняю Бор-4 начала 80-х годов прошлого века, при том что у нас Бор-4 успешно садился, а за ним последовал еще более масштабный Буран.

К чему я это написал? К тому, что конечно же, для фанатов космической техники информация о программе Спираль/Бор/Буран/МАКС является доступной и они о ней знают. Для тех же, кто не следит за событиями все происходит как в тумане. Например, меня недавно спросили, как поживает проект Клипера. На что я ответил, что проект Клипера уже как 10 прекращен. «Почему?» — спрашивают граждане.

Потому, что примерно в 2006 году Россия перешла во многих областях деятельности от рисования картинок и изготовления моделей и опытных образцов к жесткой реализации проектов. При этом в качестве технических решений выбирались те, которые могут обеспечить ГАРАНТИРОВАННЫЙ И БЫСТРЫЙ успех проектов.

Космонавтике это вылилось в решение «Космодром Восточный + Союз-2 + Ангара + Федерация».
Да, Федерация выглядит менее футуристично, чем Клипер, но зато это ганатированный успех в соответствии с принятым графиком проекта. К слову, США пошли ровно по тому же пути, причем сразу одновременно в трех экземплярах.

куда полетел корабль заря

Многие думают, что Федерация это прямое продолжение Союзов. Все гораздо интереснее! У нас проектов таких кораблей было много.

Например, можно вспомнить мега-крутой Транспортный Корабль Снабжения, который несколько раз летал в Космос (под псевдонимами Космос-929, Космос-1267, Космос-1443 и Космос-1686 ) и стыковался с нашими орбитальными станциями и на основе которого затем сделали модули для Мира и МКС:

Непосредственный предшественник — проект середины 80-х годов космический корабль Заря, индекс ГРАУ: 14Ф70 (вообще видеть индекс 14 отдела ГРАУ, само по себе удивительно).

1 — возвращаемый корабль; 2 — транспортируемые грузы; 3 — посадочный двигатель; 4 — рабочий отсек; 5 — аэродинамический щиток; 6 — иллюминатор; 7 — звездный датчик; 8 — катапультное кресло; 9 — пульт управления; 10 — антенна аппаратуры сближения; 11 — агрегатный отсек; 12 — бортовая аппаратура; 13 — двигатели причаливания и ориентации; 14 — лобовой теплозащитный экран-амортизатор; 15 — доплеровский измеритель скорости; 16 — система дозаправки и двигательная установка; 17 — навесной отсек; 18 — система электропитания (СЭП) с электрохимическим генератором (ЭХГ); 19 — навесной холодный радиатор

Многоразовая Заря должны была садится на двигателях. Дело в том, что при росте массы корабля на каком-то этапе массовая эффективность парашютной системы начинает равняться эффективности посадки на двигателях, а при дальнейшем росте массы посадка на двигателях становится эффективнее.

Новый корабль Федерация (как раз развитие идей Зари) первоначально планировалась так же сажать на двигателях, но потом решение поменяли на парашюты. Это решение исключительно из серии «как начальство скажет — так и сделаем».

С точки зрения обеспечения безопасности дрейф от посадки космического корабля на крыльях (Клипер) к посадке на двигателях (ПТК НП), а затем к посадке на парашютах (Федерация), представляется мне вполне разумным выбором. Посадка на крыльях и двигателях предполагает управляемый спуск. При неуправляемом спуске весьма вероятна гибель корабля. Корабли же типа Союза и Федерации могут садиться даже в условиях неуправляемого спуска.

Для ступеней ракетоносителей мне же представляется более разумной движение в обратном направлении. Спуск на парашютах (ускорители Шаттла) менее удобен, чем посадка на двигателях (Фалкон 9 ФТ). А лучше всего это посадка ступени на крыльях (Байкал).

Посадка ускорителя Шаттла:

Согласитесь, что мочить ракету в морской воде не самая хорошая идея.
Парашутная посадка для блоков РН Энергия:

Посадка ступени Фалкона 9 ФТ в сравнении с посадкой из советского фантастического фильма 1959 года:

Схема посадки ступени ракеты:

Вообще лучше бы ракета возвращалась обратно к космодрому сама. И такие схемы прорабатывались в СССР!
Был варианта посадки на двигателях (как Фалкон), но рядом с космодромом. Естественно такой вариант требовал больше горючего на посадку (надо же лететь обратно к космодрому), а следовательно уменьшения массы полезной нагрузки ракеты.

Поэтому наши конструкторы выбрали вариант возвращения ракеты на крыльях.
В варианте для РН Энергия:

Когда стало ясно, что РН Энергия слишком большой для текущих задач России и появилась РН Ангара, то возращаемую ступень перемасштабировали для неё.

Источник: http://valery-mukhin.livejournal.com/285538.html

В этой статье мы попытались раскрыть тему: "куда полетел корабль заря".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *